Чебурашка курильщика.
Избавлены от труда - не значит, что им запрещено. Но они не обязаны это делать, т.к. вселенная с кучей готовых идей, со своей атмосферой, историей, эмоциями - уже есть. Добавил произвольные детали - уже молодец. Это упрощает задачу, а где ниже начальные требования к таланту автора - там куда больше шансов нарваться на бездаря, потому что бездарей - миллионы.
Не обязательно, но весьма вероятно по вполне конкретным причинам.

Такие авторы избавлены от труда придумывать детали этого мира и приходят на всё готовенькое. Это дает слишком низкие требоания к таланту, низкий барьер для входа - проще писать, читатель, жаждущий продолжения - более лоялен, вселенную придумывать не надо, яркие и харизматичные персонажи уже в наличии. Вся эта легкость дает слишком высокий шанс напороться на бездарей, которые не в состоянии написать что-то свое, но смогли придумать пару-тройку новых героев в уже имеющемся мире.

Плюс, последователи всегда находятся роли догоняющих. Их труд вторичен, их талант всегда будут сравнивать с оригиналом, каноном. Вокруг них всегда будет ореол паразитов, пытающихся заработать немного популярности/денег на чужом таланте. Особенно когда автор не развивает мир, но тупо занимается пережевыванием уже потребленной и переработанной пищи.

Можно назвать еще несколько причин, но итог один - если ты держишь в руках книгу "по мотивам", то в 9 случаев из 10 это будет дважды переваренное говно.
Ну, "некоторыми" - это еще мягко сказано.

wiki: S.T.A.L.K.E.R. — торговая марка, принадлежащая украинской компании «GSC Game World», название вымышленной вселенной, которая создана на основе повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких и реальной Чернобыльской зоны.