Морлок:
Морлоки — «деградированные существа, живущие в подземельях» - единственная вышедшая за пределы компании GSC фраза о морлоках.
В игре:
Дорелизный монстр из Чистого неба. Подробных описаний не сохранилось. Так как была создана модель монстра, то можно предположить, что могут иметься сборки игры, где присутствует это существо. Возможно попытка дать второе рождение или отголосок псевдочеловека. Из всего чего имеется от Морлока, есть .thm текстура в билде 3120
Описание:
Как можно понять из выражения лица (или того, что от него осталось после экспериментов), что это создание весьма агрессивно. Судя по телосложению существо весьма сильное. Пистолет в руке дает представление о масштабе; существо имеет среднечеловеческий рост. Гипертрофированная правая рука дает право предположить, что её он использует в ближнем бою.
Тот факт, что он одет в самодельную экипировку, а не ходит без одежды как, например, кровосос, говорит в пользу того, что его уровень интеллекта по крайней мере выше, чем у зомбированных и превосходит таковой у людей из каменного века (исходя из умения пользоваться более сложными предметами, чем кувалда (например пистолет) ). В то же время, наличие большого числа шрамов, уродств, и следов ранений, которые вызывали бы у человека сильные мучения, говорит в пользу того, что мутант маловосприимчив к боли, а также в какой-то степени подтверждает не очень высокий уровень интеллекта.
Вполне возможно, что этот монстр - единственный, на котором проводились опыты по исследованию воздействий не аномальной природы (химические вещества и, возможно, радиация) в рамках программы "Универсальный солдат". Кроме того, особи этого вида оказались наиболее приспособленными к вредным условиям Зоны, обладая достаточной физической силой, чтобы управиться с любым соизмеримым противником и интеллектом, чтобы создать простейшие орудия труда и одежду.
Следует преположить, что глаз морлок обладает очень острым зрением — потеря другого привела к увеличению нагрузки на оставшейся. В условия темноты подземелий и использования огнестрельного оружия (что требует меткости) невозможно не иметь острого зрения.
Места обитания:
Хотя и монстр был вырезан из игры, но несколько имеющихся у комьюнити артов позволяют предположить, что он проживал в подземельях, предположительно, вблизи лабораторий, т.к. у некоторых особей сохранились элементы лабораторного оборудования (капельница). По ходу игры, судя из арта, логово Морлоков должно было располагаться возле роторного экскаватора в подземельях Припяти. Не исключено, что такое уникальное расположение могло было быть вызвано тем, что морлоки некоторое время использовались как рабочая сила на подземных работах при строительстве подземных комплексов внутри Зоны.
Образ жизни и поведение:
Единственной достаточно калорийной пищей в подземелье для морлока являются снорки. Бюреры же и карлики к нему наверное нейтральны.
Происхождение:
Предположим, что морлок от GSC во многом похож на своего Уэллсовского тёску. Тогда может возникнуть вполне рациональная версия о том, что морлок — результат мутации рабочих, задействованных при постройке секретых лабораторий подземелий Зоны, . Учитывая плотность расположения морлоков в зале с буром, можно сделать вывод, что это поведения объясняется былым коллективизмом. Так же это объясняет, почему монстр носит за собой гаечный ключ, и это объясняет почему он носит именно такие штаны, какие на него надеты.
Припять всем была известна как город работников ЧАЭС, но большая часть её граждан работали под землёй. Эти подземные объекты использовались для создания высокоразвитых систем, а ЧАЭС была только лишь прикрытием для всего этого. В момент катастрофы под землёй были тысячи людей. В основном, ученые и военные. Большинство из них погибли, а выжившие мутировали. Прогуливаясь по катакомбам игрок увидит страшные фотографии своей настоящей жизни. Жители катакомб одичали и обожествили работающие механизмы и энергию.
Корпус:
Общие сведения:
Существо неясного происхождения. Врастает в тело жертвы, пожирая головной мозг. Результат – человеческое или собачье тело с наростом вместо головы. От нароста отходят несколько щупалец, входящих в тело. Поддаётся контролю со стороны существ-телепатов.
Сборщик:
Существо, подходящие по своему внешнему виду под концепт слова «корпус», отчего долгое время так ошибочно и именовалось. Представляет собой сплав органики и машины – в составе тела наблюдаются механические элементы – то есть сборщик является киборгом. У существа отсутствует голова и шея. На груди располагается сильнодеформированная металлическая маска с одни зрительным отверстием и респиратором-микрофоном. На теле незаметно каких-либо повреждений. Сборщик одет в жилет, брюки военного образца, берцы. Особо стоит выделить необычный вид жилета существа, словно специально сделанного для него.
Это даёт основание предполагать, что данный концепт принадлежит к временам первого сюжета Oblivion Lost, с ЧАЭС ничего общего не имеющего, когда в нём присутствовали пирамиды майя, порталы между мирами, роботы и главный герой в лице девушки с пулемётом. Действительно, подобное существо хорошо вписывается в данную канву.
Разработка монстра началась примерно в середине 2002-го года по карандашной зарисовке. Как продвигалась работа и менялся дизайн монстра — неизвестно, известно что в сентябре-ноябре была создана первая «черновая» модель и только после нее пошли следующие. Модель существа не имела костей и анимации, изначально использовался как макет. Возможно в начале 2003-го года у него появились кости и первичная анимация. Разработчикам пришлось отказаться от него (в связи со сменой концепции) и он вскоре был забыт. Модель и текстура не сохранилась. Известно что над разработкой монстра работал Руслан Коновальчук.
В литературе:
В литературе можно встретить сразу две концепции монстра (киборга и переходную между двумя основными).
В книге А. Левицкого «Выбор оружия» рассказывается о таинственной локации, расположенной в пространственном пузыре. Переход из этой локации в другие места был через лабораторию, вход в которую был расположен на этой локации. Среди «экспонатов» лаборатории были корпуса-киборги человека и собаки, которые атаковали главных героев.
В книге «Пищевая цепочка», описывается мутант, повторяющий повадки и описания обоих видов мутантов; из книги становится известно, что мутант был особым видом нервных клеток, выращенных в лаборатории и представлял собой спору. Заражение происходило при контакте споры с любым живым существом (в книге первым зараженным существом была мышь). После этого зараженное существо подчинялось приказам паразита и с целью найти более сильного хозяина. Корпус-паразит мог использовать части тел других существ, чтобы создать биокиборга, который сможет использовать преимущества других созданий.
В модификациях:
1.Присутствует в модификации Oblivion Lost Remake, однако, по сути, является зомби.
2.Должен был присутствовать в SRS mod 1.6
Мимикрия:
Имеет летательную перепонку. Изначально задумывался, как летающий противник. Не смотря на наличие летательной перепонки не способен планировать, подобно белке-летяге, тем более летать. Однако мутант очень силён физически и быстро бегает. Очень опасен, практически неуязвим для одиночного стрелка. Редкое существо Зоны.

Не совсем понятно название мутанта, так как научный термин «мимикрия» обозначает маскировку живого существа под неодушевлённый предмет или живое существо другого вида. Вероятно, название монстра происходит от его способностей. Манипулирует на расстоянии мертвыми телами, заманивая в ловушку жертвы (сталкеров, солдат, ученых и животных). Умеет считывать информацию из мертвого мозга трупа. Заставляет труп ходить, жестикулировать, говорить. Марионетка зазывает жертву, просит о помощи, уговаривает, умоляет, делает все, что возможно только бы жертва зашла в логово к мимикрии.
…Сталкер подобрался к блокпосту и слышит, как кто-то зовет его, просит слабым голосом о помощи. Он присматривается и видит среди трупов солдат, лежащего раненного сталкера. Раненый зовет его, просит о помощи. Сталкер осторожно подходит к раненому, тот успокаивает, говоря, что солдаты мертвы и только он один полуживой, просит перетащить его в дом, а там помочь перебинтовать и подлечить. Сталкер затаскивает раненого в домик, подносит его к кровати и тут за ним захлопывается дверь, за спиной кто-то есть и это не человек. Реакция сталкера мгновенная – он бросает на кровать раненого и, оборачиваясь, выхватывает ружье. Перед ним неизвестное жуткое создание, оно заносит назад руку для удара. Сталкер пытается прицелиться, но сзади его хватает за ноги раненый, зомбированный сталкер, он дергает за ноги и сталкер теряет равновесие, он падает. В падении черная рука, жуткого создания, вспарывает ему горло …
Подвид:
Мекропия - очень редкий вид мимикрии, более сильный и опасный экземпляр. Встречается возле центра Зоны.
О твари в ангаре:
Некоторые ошибочно полагают, что данная история из раздела ПДА «Энциклопедия» говорит в встречи сталкеров с мимикрией. Но некоторые слова в тексте доказывают, что тварь — бюрер. Также в пользу этой версии говорит то, что раньше в ангаре на Свалке планировалась не перестрелка с бандитами, а бой с бюрером. По поводу фразы «летучая была, что ли…»: скорее всего, сталкеры не поняли как именно тварь бросает балки — те решили, что мутант летал и сбрасывал предметы, в то время как бюрер пользовался телекинезом.
Псевдочеловек:
Общие сведения:

Скорее всего, это потомки людей, живших в Зоне раньше. Их тела обезображены радиацией. Обитают на болотах, и позже послужили прототипом кровососа. Согласно некоторым сайтам, могли жить в катакомбах и подземельях. Видимо, очень сильны и неразумны.

В сюжете 2003 года на уровне 10 — локации Рыжий лес приводятся такие нюансы:

1. Говорящий псевдо-человек
Рассказывает о том, как появились псевдо-люди, как они заселили подземелья, постепенно потеряли разум и онемели.
2. Повышение активности псевдо-людей
Среди псевдо-людей постепенно нарастало волнение, из-за выползающих глубинных псевдо-гигантов.
3. Палач псевдо-гигант
Псевдо-люди сбрасывают оглушенных сталкеров в провалы, на нижние уровне, где обитает каннибал псевдо-гигант.
Карлики изобрели несколько видов аномального оружия – гравитационный дробовик, стреляющий металлическим мусором.
Ну, нейтралитет ко всем группировкам например.